Семинар на тему:«Первые дни ребенка в школе"

16.02.2013 11:13

Семинар на тему:«Первые дни ребенка в школе"

Заместитель директора по УВР Шилина Г.А.

Любая работа, любое серьезное дело требуют времени на то, чтобы в него втянуться, войти в курс дела, привыкнуть. Школа – не исключение.

Каждому учителю знакомы трудности в проведении первых уроков с шести - семилетними первоклассниками. Возникает множество вопросов, которые волнуют учителя в течение сентября. Как в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь детям построить содержательный образ “настоящего школьника”? Как организовать их деятельность так, чтобы они сохранили чувство новизны, радости от неизведанного мира, в который они вступили, и в то же время приобрели предусмотренные программой знания, умения и навыки? Как облегчить трудный и порой скучный процесс обучения, помочь маленьким школьникам справиться с учебными нагрузками, которые ложатся на их плечи? Как развить в детях учебную самостоятельность?

Изучение специальной литературы, свой собственный опыт привели меня к мысли, что очень важны в жизни ребёнка-первоклассника первые уроки.

Много ценных советов я почерпнула из книги Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой “Введение в школьную жизнь”. Я спланировала, опираясь на методические советы, первые пять дней, которые вводят детей в новую систему отношений со сверстниками и самим собой. Дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, “как это делают настоящие школьники”. Эти занятия вводят детей и в систему отношений с учителем. Доверие ребёнка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не “поймать и наказать” становятся условием успешности всей жизни первоклассника в школе. Занятия дают толчок к развитию учебной самостоятельности, которая сопровождается проявлением таких характеристик, как самооценка и самоконтроль.

Предлагаю вам один из вариантов адаптационного курса « Первые дни ребенка в школе», рассчитанный на одну неделю.

По моим наблюдениям, процесс адаптации к школе идет по двум направлениям.

Первое- психологическая адаптация, или привыкание.

Второе направление – освоение организационных навыков и умений для учебы в школе.

Это и основные правила поведения на уроке, и навыки индивидуальной и коллективной

работы, и организация обратной связи с учителем и др.

Программа расчитана пять дней: в первый день проводится один урок, в остальные дни по три урока.( Возможно проведение четвертого урока в этот период: динамическая перемена, музыка,рисование , труд и др.)

Цели курса  «Первые дни ребенка в школе» :

- психологическая адаптация детей;

- знакомство с основными школьными правилами;

- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

- обучение элементарным приемам обратной связи;

- развития внимания, памяти, мышления, воображения;

- организация классного коллектива.

На протяжении всего курса силами учителя , родителей и самих учащихся ведется специальный выпуск стенгазеты « Книга хроник».В каждой странице отражается прожитый школьный день.

Учебно – тематическое планирование курса « Первые дни ребенка в школе».

Первый день

Классный час « Здравствуй, школа!»

Второй день

1-й урок. Давайте познакомимся.

2-й урок.Формы устного ответа.

3-й урок.Режим дня школьника.

Третий день

1-й урок.Парная форма работы.

2-й урок.Законы школьной жизни.Правила вежливости.

3-й урок.Экскурсия по школе.

Четвертый день

1-й урок.Обратная связь на уроке.

2-й урок.Противоречия « Люблю – не люблю».

3-й урок.Умение выражать свои мысли.

Пятый день

1-й урок.Выходы из спорных ситуаций.

2-й урок.Понятие содержания оценки.Школьные принадлежности.

3-й урок « Посвящение в ученики».

Каждый день занятий предусматривает работу в нескольких направлениях.

В первый день в структуру классного часа рекомендуется включить следующие моменты:

- Поздравление с началом обучения

- Беседа об отношении детей к школе.

- Анкетирование детей.

- Ознакомление с целями и содержанием первой учебной недели.

Второй день.

Цели первого урока: познакомить детей с учителем и между собой; ввести правило «Хочеш говорить- подними руку»; развивать речь, внимание , наблюдательность.

Игра «Давайте познакомимся».Учитель называет опорное слово (например: «Имя», «Семья», «Лето» и др.), а дети должны задавать своим соседям по парте вопросы на эту тему.Чтобы ученики смогли познакомится на только с соседями по парте, но и с другими детьми, учитель проводит игру « Пересадки».

Игра «Будь внимательным».Проверяется наблюдательность детей.Дети закрывают глаза и ложат голову на парту.Учитель задаёт вопросы.

-Поднимите руку у кого сосед со светлыми волосами?Откройте глаза и проверьте себя.

На втором уроке вводится правило «Готов к уроку», « Урок окончен».Целесообразно научить детей хоровому ответу и ответу цепочкой.

Тренинг правила «Готов к уроку».Учитель говорит: «Перемена – дети свободны, а потом звенит колокольчиком – «Звонок!» - дети должны встать у своих парт.Игра проводится 2-3 раза.

Для обучения хоровому ответу учитель может ввести определенный жест, обозначающий

хоровой ответ.

Игра «Хлопки» научит детей ответу по цепочке.Учащиеся передают хлопки друг другу: хлопнул один, тут же хлопает следующий.Закрепить этот навык можно с помощью хорошо известных детям стихотворений А.Барто «Игрушки».Желательно ,чтобы каждый ряд получил свое стихотворения для рассказа по цепочке.

Цели третьего урока:ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел.

Учитель показывает ленту времени,на которой отмечено время , когда ребенок встает, начало уроков, конец уроков, перемены.Это школьный день.Каждый ряд получает секретное задание: вспомнить три дела, которые нужно сделать утром до школы.

Игра «Беззвучный театр».Водящий показывает любое утреннее дело без слов, все дети угадывают.Следующим обсуждается школьное время.На ленте времени красным цветом обозначаются уроки, а синим перемены.В конце детям предлагается самим построить свой школьный день.Выдается белая полоска , с помощью синего и красного карандашей дети должны поделить полоску на уроки и перемены.

 

Третий день.

Первый урок.

Цели: ввести правило «Мы готовы», обучать работе в паре, развивать речь, внимание, память, наблюдательность, согласование действий, расширять кругозор.

Введение знака « Мы готовы».Когда пара закончила работу, она показывает жест (взяться за руки и поднять их вверх).

Игра «Зеркало».Каждая пара сидя поворачивается лицом друг к другу.Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом» , должен точно показать это движение.Затем ученики меняются ролями.Игра проигрывается несколько раз.

Игра « Я знаю пять названий…»Игроки должны бросать друг другумяч, ударяя о пол, и произносить  поочередно слова на каждый удар мяча. Упрощенный вариант игры: предлагается парам, сидя за партами, вместо бросания мяча друг другу,закрывать рисунок мяча.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Второй урок.

Цели: познакомить с законами школьной жизни, правилами вежливости; расширять кругозор, развивать речь, внимание , память.

Игра смячом «Вежливые слова».

Игра на внимание «Пожалуйста».Учитель показывает различные движения.Ученики повторяют только те, которые сопровождаются словом « Пожалуйста».

Подведение итогов проводится в форме игры « Договаривание фраз».

После экскурсии по школе детям предлагается нарисовать, что было наиболее интересным и запоминающимся из увиденного.

Четвертый день.

Цели первого урока: повторить правила дорожного движения, научить пользоваться сигнальной карточкой « светофором» для выражения своего согласия или не согласия; развивать речь, внимание.

Игра « Пешеходы».когда учитель говорит «Красный свет!»- дети садятся за парту.Когда «Желтый!»- встают возле парт.На «Зеленый!» - ходьба на месте.Учитель называет цвета сфетофора не по порядку, один и тот же цвет может называться два раза подряд.Дети должны быть внимательными.

Игра « Внимательный водитель».Учитель предлагает детям побыть в роли водителя и проехать извилистую,полную крутых и опасных поворотов дорогу.Автомобиль- это ручка, дорога в тетради.Правильность прохождения маршрута дети показывают с помощью своих « светофоров».

Второй урок.

Цели: обсудить, что любят и не любят дети; познакомить с понятием « Противоречие»; прививать терпимость к чужому мнению.

Игра «Люблю – не люблю».Учитель называет слова и словосочетания.Если ученик любит то, что называет учитель, он показывает зеленый цвет « светофора», если не любит – красный.

Третий урок.

Цели урока: учить правильно и четко выражать свои мысли; развивать речь, внимание , мышление, память.

Игра «Угадайка». Нужно угадать предмет, с помощью наводящих вопросов.

Игра « Что изменилось?»Запомнить расположение карточек с рисунками. Игра проводится несколько раз. В процессе игры карточки могут заменяться на другие; некоторые карточки убираются или появляются дополнительные.

Рисование по инструкции. Дети должны рисовать с закрытыми глазами.

Пятый день.

На первом уроке учитель знакомит детей с различными способами решения спорных ситуаций. Работа строится следующим образом: учитель читает текст, задавая по ходу вопросы в процессе обсуждения он «дожидается» нужного по сюжету ответа., благодарит ученика и продолжает читать дальше.

На втором уроке учитель учит детей оценивать работу; обощаются знания о школьных принадлежностях; подводятся итоги первой недели обучения.

Игра « Волшебные превращения».

- В одной Волшебной стране злой колдун все заколдовал и превратил в камни.( Учитель рисует на доске несколько «камней» (круглой и овальной формы).

- Их можно расколдовать, если дорисовать так, чтобы получился какой-либо законченный рисунок.Учитель не оговаривает количество рисунков,но ограничивает время работы: 3-4 мин.

-Вас благодарят все жители Волшебной страны, которых вы расколдовали.А кто это – мы сейчас узнаем.По цепочке вы об этом сами скажете.

Игра « Повтори- отличись».Учитель показывает любые движения и дает команду.По команде «Повтори!» нужно повторить действия учителя, по команде « Отличись!» нужно показать совершенно другое движение.

Урок- праздник « Посвящение в ученики».

Можно заранее предложить детям нарисовать свой портрет  « Я – ученик» и на празднике организовать выставку рисунков.

Возможные сюжеты проведения праздника:

« В гостях у школьных принадлежностей»

«Королевство учебников»

«Экзамен на звание ученика»

«Наша школьная страна»

«Сказочная школа»

Ваш собственный вариант.

Курс «Первые дни ребёнка в школе» является уникальным средством решения проблемы адаптации первоклассников. Открытые в первые дни правила сотрудничества на уровне «учитель – ученик» помогут в дальнейшем учебном процессе выстроить целостную систему работы по эффективному формированию личности.

 

                                                                                                                                                                     

—————

Назад