Семинар на тему:«Первые дни ребенка в школе"
Заместитель директора по УВР Шилина Г.А.
Любая работа, любое серьезное дело требуют времени на то, чтобы в него втянуться, войти в курс дела, привыкнуть. Школа – не исключение.
Каждому учителю знакомы трудности в проведении первых уроков с шести - семилетними первоклассниками. Возникает множество вопросов, которые волнуют учителя в течение сентября. Как в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь детям построить содержательный образ “настоящего школьника”? Как организовать их деятельность так, чтобы они сохранили чувство новизны, радости от неизведанного мира, в который они вступили, и в то же время приобрели предусмотренные программой знания, умения и навыки? Как облегчить трудный и порой скучный процесс обучения, помочь маленьким школьникам справиться с учебными нагрузками, которые ложатся на их плечи? Как развить в детях учебную самостоятельность?
Изучение специальной литературы, свой собственный опыт привели меня к мысли, что очень важны в жизни ребёнка-первоклассника первые уроки.
Много ценных советов я почерпнула из книги Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой “Введение в школьную жизнь”. Я спланировала, опираясь на методические советы, первые пять дней, которые вводят детей в новую систему отношений со сверстниками и самим собой. Дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, “как это делают настоящие школьники”. Эти занятия вводят детей и в систему отношений с учителем. Доверие ребёнка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не “поймать и наказать” становятся условием успешности всей жизни первоклассника в школе. Занятия дают толчок к развитию учебной самостоятельности, которая сопровождается проявлением таких характеристик, как самооценка и самоконтроль.
Предлагаю вам один из вариантов адаптационного курса « Первые дни ребенка в школе», рассчитанный на одну неделю.
По моим наблюдениям, процесс адаптации к школе идет по двум направлениям.
Первое- психологическая адаптация, или привыкание.
Второе направление – освоение организационных навыков и умений для учебы в школе.
Это и основные правила поведения на уроке, и навыки индивидуальной и коллективной
работы, и организация обратной связи с учителем и др.
Программа расчитана пять дней: в первый день проводится один урок, в остальные дни по три урока.( Возможно проведение четвертого урока в этот период: динамическая перемена, музыка,рисование , труд и др.)
Цели курса «Первые дни ребенка в школе» :
- психологическая адаптация детей;
- знакомство с основными школьными правилами;
- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
- обучение элементарным приемам обратной связи;
- развития внимания, памяти, мышления, воображения;
- организация классного коллектива.
На протяжении всего курса силами учителя , родителей и самих учащихся ведется специальный выпуск стенгазеты « Книга хроник».В каждой странице отражается прожитый школьный день.
Учебно – тематическое планирование курса « Первые дни ребенка в школе».
Первый день
Классный час « Здравствуй, школа!»
Второй день
1-й урок. Давайте познакомимся.
2-й урок.Формы устного ответа.
3-й урок.Режим дня школьника.
Третий день
1-й урок.Парная форма работы.
2-й урок.Законы школьной жизни.Правила вежливости.
3-й урок.Экскурсия по школе.
Четвертый день
1-й урок.Обратная связь на уроке.
2-й урок.Противоречия « Люблю – не люблю».
3-й урок.Умение выражать свои мысли.
Пятый день
1-й урок.Выходы из спорных ситуаций.
2-й урок.Понятие содержания оценки.Школьные принадлежности.
3-й урок « Посвящение в ученики».
Каждый день занятий предусматривает работу в нескольких направлениях.
В первый день в структуру классного часа рекомендуется включить следующие моменты:
- Поздравление с началом обучения
- Беседа об отношении детей к школе.
- Анкетирование детей.
- Ознакомление с целями и содержанием первой учебной недели.
Второй день.
Цели первого урока: познакомить детей с учителем и между собой; ввести правило «Хочеш говорить- подними руку»; развивать речь, внимание , наблюдательность.
Игра «Давайте познакомимся».Учитель называет опорное слово (например: «Имя», «Семья», «Лето» и др.), а дети должны задавать своим соседям по парте вопросы на эту тему.Чтобы ученики смогли познакомится на только с соседями по парте, но и с другими детьми, учитель проводит игру « Пересадки».
Игра «Будь внимательным».Проверяется наблюдательность детей.Дети закрывают глаза и ложат голову на парту.Учитель задаёт вопросы.
-Поднимите руку у кого сосед со светлыми волосами?Откройте глаза и проверьте себя.
На втором уроке вводится правило «Готов к уроку», « Урок окончен».Целесообразно научить детей хоровому ответу и ответу цепочкой.
Тренинг правила «Готов к уроку».Учитель говорит: «Перемена – дети свободны, а потом звенит колокольчиком – «Звонок!» - дети должны встать у своих парт.Игра проводится 2-3 раза.
Для обучения хоровому ответу учитель может ввести определенный жест, обозначающий
хоровой ответ.
Игра «Хлопки» научит детей ответу по цепочке.Учащиеся передают хлопки друг другу: хлопнул один, тут же хлопает следующий.Закрепить этот навык можно с помощью хорошо известных детям стихотворений А.Барто «Игрушки».Желательно ,чтобы каждый ряд получил свое стихотворения для рассказа по цепочке.
Цели третьего урока:ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел.
Учитель показывает ленту времени,на которой отмечено время , когда ребенок встает, начало уроков, конец уроков, перемены.Это школьный день.Каждый ряд получает секретное задание: вспомнить три дела, которые нужно сделать утром до школы.
Игра «Беззвучный театр».Водящий показывает любое утреннее дело без слов, все дети угадывают.Следующим обсуждается школьное время.На ленте времени красным цветом обозначаются уроки, а синим перемены.В конце детям предлагается самим построить свой школьный день.Выдается белая полоска , с помощью синего и красного карандашей дети должны поделить полоску на уроки и перемены.
Третий день.
Первый урок.
Цели: ввести правило «Мы готовы», обучать работе в паре, развивать речь, внимание, память, наблюдательность, согласование действий, расширять кругозор.
Введение знака « Мы готовы».Когда пара закончила работу, она показывает жест (взяться за руки и поднять их вверх).
Игра «Зеркало».Каждая пара сидя поворачивается лицом друг к другу.Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом» , должен точно показать это движение.Затем ученики меняются ролями.Игра проигрывается несколько раз.
Игра « Я знаю пять названий…»Игроки должны бросать друг другумяч, ударяя о пол, и произносить поочередно слова на каждый удар мяча. Упрощенный вариант игры: предлагается парам, сидя за партами, вместо бросания мяча друг другу,закрывать рисунок мяча.
Второй урок.
Цели: познакомить с законами школьной жизни, правилами вежливости; расширять кругозор, развивать речь, внимание , память.
Игра смячом «Вежливые слова».
Игра на внимание «Пожалуйста».Учитель показывает различные движения.Ученики повторяют только те, которые сопровождаются словом « Пожалуйста».
Подведение итогов проводится в форме игры « Договаривание фраз».
После экскурсии по школе детям предлагается нарисовать, что было наиболее интересным и запоминающимся из увиденного.
Четвертый день.
Цели первого урока: повторить правила дорожного движения, научить пользоваться сигнальной карточкой « светофором» для выражения своего согласия или не согласия; развивать речь, внимание.
Игра « Пешеходы».когда учитель говорит «Красный свет!»- дети садятся за парту.Когда «Желтый!»- встают возле парт.На «Зеленый!» - ходьба на месте.Учитель называет цвета сфетофора не по порядку, один и тот же цвет может называться два раза подряд.Дети должны быть внимательными.
Игра « Внимательный водитель».Учитель предлагает детям побыть в роли водителя и проехать извилистую,полную крутых и опасных поворотов дорогу.Автомобиль- это ручка, дорога в тетради.Правильность прохождения маршрута дети показывают с помощью своих « светофоров».
Второй урок.
Цели: обсудить, что любят и не любят дети; познакомить с понятием « Противоречие»; прививать терпимость к чужому мнению.
Игра «Люблю – не люблю».Учитель называет слова и словосочетания.Если ученик любит то, что называет учитель, он показывает зеленый цвет « светофора», если не любит – красный.
Третий урок.
Цели урока: учить правильно и четко выражать свои мысли; развивать речь, внимание , мышление, память.
Игра «Угадайка». Нужно угадать предмет, с помощью наводящих вопросов.
Игра « Что изменилось?»Запомнить расположение карточек с рисунками. Игра проводится несколько раз. В процессе игры карточки могут заменяться на другие; некоторые карточки убираются или появляются дополнительные.
Рисование по инструкции. Дети должны рисовать с закрытыми глазами.
Пятый день.
На первом уроке учитель знакомит детей с различными способами решения спорных ситуаций. Работа строится следующим образом: учитель читает текст, задавая по ходу вопросы в процессе обсуждения он «дожидается» нужного по сюжету ответа., благодарит ученика и продолжает читать дальше.
На втором уроке учитель учит детей оценивать работу; обощаются знания о школьных принадлежностях; подводятся итоги первой недели обучения.
Игра « Волшебные превращения».
- В одной Волшебной стране злой колдун все заколдовал и превратил в камни.( Учитель рисует на доске несколько «камней» (круглой и овальной формы).
- Их можно расколдовать, если дорисовать так, чтобы получился какой-либо законченный рисунок.Учитель не оговаривает количество рисунков,но ограничивает время работы: 3-4 мин.
-Вас благодарят все жители Волшебной страны, которых вы расколдовали.А кто это – мы сейчас узнаем.По цепочке вы об этом сами скажете.
Игра « Повтори- отличись».Учитель показывает любые движения и дает команду.По команде «Повтори!» нужно повторить действия учителя, по команде « Отличись!» нужно показать совершенно другое движение.
Урок- праздник « Посвящение в ученики».
Можно заранее предложить детям нарисовать свой портрет « Я – ученик» и на празднике организовать выставку рисунков.
Возможные сюжеты проведения праздника:
« В гостях у школьных принадлежностей»
«Королевство учебников»
«Экзамен на звание ученика»
«Наша школьная страна»
«Сказочная школа»
Ваш собственный вариант.
Курс «Первые дни ребёнка в школе» является уникальным средством решения проблемы адаптации первоклассников. Открытые в первые дни правила сотрудничества на уровне «учитель – ученик» помогут в дальнейшем учебном процессе выстроить целостную систему работы по эффективному формированию личности.
—————